Один
Оìдин (или Вотан, Урinn, Odin, Wodan) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии.В связи с традицией скальдической поэзии использовать поэтические синонимы, а так же непрямые упоминания о предмете (хейти и кеннинги) у Одина достатчточно много имен и прозвищ. Вот некоторые из имен Одина — Alfцрr (Альфёдр — «всеотец»), Ygg (Игг — «страшный»), Hбr (Хар — «высокий»), Veratэr (Вератюр — «повелитель людей»), Bцlverkr (Бёльверк — «злодей»). Перечень имен приводится в одной из глав Старшей Эдды — «Речи Гримнира»
Вотан имел множество функций в скандинавской мифологии и считался отцом всех Богов, поэтому назывался также Всеотцом и почитался как старейший и главнейший среди богов. Один замечал все и всех, только окинув взглядом мир со своего престола в Асгарде, носившего название Хлидскьяв. Более никто кроме самого Всеотца и его жены Фригг не имел права восседать на это престоле, а сама божественная пара обозревала все мирозданье пристально глядя с юга на запад , храня стороны света, с которыми были связаны чаянья древних скандинавов.
Один выглядел высоким сильным человеком лет пятидесяти с длинными темными вьющимися волосами или же седой бородой и лысиной. Носил он серую мантию с синим капюшоном и широкий синий плащ с серыми вкраплениями - символ неба и облаков. Священное копье Гунгнир, которое он всегда носил при себе никогда не знало промаха. Один часто спускался на землю или помочь своим воинам в сражении, либо просто странствовал по земле в виде странника
Каждое утро посылал Бог Один на землю воронов носящих имена Мунин и Хугин (думающий и помнящий). Каждый вечер возвращались они с вестями и каждый вечер ждал их с тревогой Один. У ног божества всегда прибывали два волка Гери и Фреки (жадный и прожорливый), которых он кормил со своих рук. Сам же Один не питался ни чем, кроме священного меда.
Помимо великолепного чертога Глядсхейма, где на двенадцати креслах восседали Бога на совете, чертога Валаскьяльв, где находился престол Одина, был у него еще и третий чертог в Асгарде, расположеный в роще Глазир.
Вальхалла
Вальхалла - третий священный чертог Одина имела пятьсот сорок дверей, над главными воторами располагались голова вепря и орел. Стены были сделаны из копий, а крыша состояла из щитов. Длинные столы были предназначены для падших в сражениях воинов, которых древние скандинавы называли эйнхерии.
Всякий раз отправлял Один на поле брани своих помощниц- валькирий, дев-воительныц, чтобы выбрали они достойнейших из павших и на быстрых конях доставили в Вальхаллу, где получали они награду из рук самого Одина.

Пир героев

Награжденный герои оставались в Вальхалле, где пировали сидя за длинными столами и наслаждались красотой белоруких валькирий, прислуживающих им. Героев поили великолепным медом и кормили большими кусками вкуснейшего мяса. Так же на столе всегда стояло медвяное молоко, которое каждый день давала коза Хейдрун, что кормилась ветвями Леграда, самой верхней ветви Иггдрасиля.
Мясо, которым угощали героев принадлежало священному вепрю Сэмримниру, которого ежедневно закалывал повар Андрихримнир. Но сколько бы не закалывали это животное, он неизменно оживал на следущий день, чтобы вновь быть заколотым и поданым на стол на следущем пиру. Но вепрь был не единственным, ко оживал каждый день. Воины, попавшие в Вальхаллу благодаря подвигам, которые они совершили, после пира облачались в доспехи и повторяли их, дерясь между собой. И каждый день смертельные раны заживали, чтобы воин после пира мог снова и снова драться и праздновать победу. После боя возвращались воины за стол и там продолжали пировать и пить мед из кубков, сделаных из черепов их врагов, в то время как на земле о них слагали песни скальды.
Всю свою молодость посвещали скандинавы Одину и закалывали себя своим же оружием, если у них не получалось умереть на поле боя, так как "соломенную смерть", как они называли смерть от старости им принять было стыдно.
Тем, кто почитал Одина и оказывался его любимцем дарил Один мечи, коней и копья, которые делали этих воинов непобедимыми до их смертного часа, когда приходил Один и требовал обратно свои дары, после чего героя забирали в Вальхаллу.

Слейпнир

Учавствуя в войне Один ездил на восьминогом коне, носящем гордое имя Слейпнир. Сверкающее копье Одина взметалось над головой воинов, и с кличем "Один с вами!" устремлялся Бог к врагу, знаменуя начало атаки. Иногда он пользовался магическим луком, который позволял выпускать по 10 стрел за раз и каждой стрелой поражая по врагу. Один вдохновлял своих воинов на битву и дарил им ярость берсерка, которая позволяла израненым воинам совершать немыслимые подвиги.

Дикая охота

Одину поклонялись так же как богу бестелесных существ, в этом качестве он известе более всего как Дикик охотник. Каждый раз, когда люди слышали сильный шум ветра, они считали, что идет дикая охота. Считалось, что те, кто будут не достаточно почтительно встречать охотников будут наказаны, те же кто встретят охоту с почтением получат дары. Это поверье укрепилось настолько, что люди даже приняв Христианство продолжали говорить о Дикой охоте, когда начиналась буря. Иногда после бури у очага мог остаться старый пес, за которым нужно было ходить до того момента, как не удастся сварить пиво в яичных скорлупках. Этот рецепт был действеннен для изгания люой нечистой силы.
Целью этой охоты как правило были или призрачный вепрь, или дикая лошадь или белогрудые девы, которых можно было поймать только раз в семь лет.
Один предпочитал охотится осенью и особенно между Рождеством и Двенадцатой ночью (Крещением), поэтому крестьяне оставляли последний сноп на крыше, чтобы он мог послужить пищей его коню. В связи с Дикой охотой до сих пор собачий лай в ветреную ночь - предзнаменование смерти.

Крысолов

Одина так же отождествляли с Гамельнским крысоловом. По легенде город Гамельн был настолько заполнен крысами, что очень большое награждение было преложено тому, кто освободит город он грызунов. Тогда Флейтист начал играть на флейте и увлекать за собой крыс. После они вышли из города и шли пока не дошли до реки Везер и не утонули там. Горожане отказались платить крысолову, но сказали, что он может делать все, что захочет. Крысолов поймал их на слове и начал играть на флейте. За ним потянулись дети. Так он довел детей до горы, и там образовался проход. Гора приняла толпу, и детей больше никто не видел. Один тут выступает как крысолов - повелитель духов. Крысы - мертвых. Гора - могилу.

Епископ Гато

Другая легенда, связанная с Одином повествует о скупом прелате, который устав от криков бедняков сжег их в пустом амбаре, вместо того, чтобы дать им хоть немного зерна. После слуги сообщили прелату о том, что надвигаются полчища крыс. Это были души умерших крестья. Епископ попытался бежать в башню по середине Рейна, но крысы настигли его и загрызли заживо.

Ирмин

В некоторых районах Германии Одина отождествляли с саксонским богом Ирмином. Говорили, что этот бог имел золотую колесницу, на которой ездил по Млечному Пути. Грохот этой колесницы досносился до простых людей раскатами грома. Колесница эта видна в созвездии Большой Медведицы, которая известна в Северной Европе как Колесница Одина.

Колодец мимира

Чтобы обрести мудрость Один посетил колодец Мимира - источник ума и мудрости и стал просить старого великана испить из колодца. Но страж Мимир потребовал у Одина один глаз за то, чтобы сделать глоток. В качестве залога он положил свой глаз на дно колодца а его второй глаз стали считать символом Солнца. Один испил из колодца и ни разу не пожалел о той цене, которую ему пришлось заплатить. В помять об этом дне он сделал из ветви священного дерева Иггдрасиля копье Гунгнир, не знавшее промаха.
Чтобы проверить на самом ли деле Один получил великую мудрость, он заключил пари с мудрецом Вафтрудниром. По совету своей жены Фригг Один переоделся странником. Много вопросов было задано на многие были получены ответы, но признал Вафтруднир Одина наимудрейшим, когда не смог ответить на вопрос, что перед смертью прошептал Один сыну своему Бальдру. Не известно, были ли выполнены условия пари и убил ли Один Вафтруднира, однако мифологи высказывают предположение, что слово, которое произнес Один было "Воскресни"
Руны

Один так же дал древним людям руны - их первый алфавит и тайные магические знаки. И в этот раз Одину пришлось идти на жертвы - он девять дней провисел на священном дереве, пронзив себя копьем, прежде чем получил это знание. После получения знания рун Один вырезал их на своем копье, на зубах своего коня, на когтях медведя и на тысячах неодушевленных предметов.

Гейрред и Агнар
Один любил наблюдать за маленькими сыновьями конунга Геррейдом и Агнаром и однажды, когда мальчики собрались на рыбалку ветер унес их лодку и прибил к берегу острова на котором жила пожилая пара - переодетые Один и Фригг. Ребят хорошо приняли и Один начал больше уделять внимания Геррейду, а Фригг Агнару. Прожив зиму мальчика дали лодку, чтобы вернуться, но у берега Геррейд выпрыгнул из лодки и оттолкнул ее в море, обрекая брата на попадание во власть к злым духам. Прошло время, Геррейд занял место отца на троне, но через какое-то время Один вспомнил о братьях и посмотрел на то, как же они живут. Довольный своим подопечным он указал на это жене, она же разозлилась и ответила, что Гейрред жесткосерден и негостепреимен. Один решил это проверить, и одевшись в странника пришел к Геррейду просить приюта, а Фригг в это время отправила гонца, с донесением, чтобы Геррейд опасался странника. Одина узнали, схватили и грубо допрашивали. Один не назвал ни откуда он идет, ни что ему нужно, а именем назвался вымешленным - Гримнир. Геррейд приказа посесить странника между двумя кострами, чтобы огни пламени не доставали его. Так провисел Один восемь дней и ночей. Однако Агнар, который незадолго до этого случая пробрался во дворец приносил несколько раз воды страннику. После восьми дней начал Один петь о том, что воин, слишком долго пользующийся благосклонностью богов и пренебрегающий ей скоро погибнет от собственного меча. Закончив петь Один стал во всей красе перед Геррейдом. Услышав предсказание Геррейд достал меч, но увидев изменившегося путника попятился и наткнулся на собственный меч, падая. Агнару же было предсказано, что он станет конунгом за его человечность.
После этого Один отправился в путешествие, и пробыл в нем так долго, что Боги решили, что он уже не вернется в Асгард и его братья Вили и Ве присвоили престол и даже жену Одина. Но через некоторое время Один вернулся и прогнал узурпаторов навсегда. В память об исчезновении и возвращении Одина каждый год празднуется день 1го мая, особенно ярко этот празник отмечался в Швеции.