Agrippa (Henry Cornelius Agrippa von Nettesheim (1486 - 1535))
Труды:
De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium, 1530.
De occulta philosophia, Koeln 1530-33, Lyon 1660.
Одним из самых ведущих оккультистов XVI столетия был Агриппа. Его работы по оккультизму, Подобно Парацельсу сильно опережали его время, именно поэтому он стал достаточно непопулярным человеком - всю его жизнь преследовали церковные и светские власти.
Родился Агриппа 14 сентября 1486 года в Неттесгейме, деревне к северу от Кельна. Есть мнение, что его имя – наследственное, что он происходил из знатной семьи, но подавляющее большинство биографов говорит о том, что он сам выбрал себе дворянское имя фон Неттесгейм, а имя Агриппа взял в честь Агриппины, матери Нерона, которая была родом из Кельна.
Образование он получал в Кельнском университете. И весьма преуспевал в науках. Агриппа знал 8 языков, много читал, занимался алхимией, магией, изучал каббалу, герметическую литературу; его увлекла идея достижения духовного единства с Верховным Божеством.
Сначала Агриппа служил придворным секретарем у Максимилиана I, императора Священной Римской империи и короля Германии. Когда его отправили в качестве шпиона в Париж, это была как проверка на пригодность, Агриппа ввязался в политические дрязги, поэтому ему пришлось из Парижа уехать, а с должности уйти…
В 24 года Агриппа пишет большой труд "De Occulta Philosophia" ("Об оккультной философии"), который явился суммой всего магического и оккультного знания того времени. Агриппа утверждал, что магия не имеет ничего общего с дьяволом или с волшебством, что она зависит лишь от естественных способностей человека, как интуиция например, и доказывал, что человек способен обрести силу исследуя гармонию природы. В свой труд он включил теорию астрологии, гадания, нумерологию, говорил он и о силе драгоценных и полудрагоценных камней. Там же он рассматривал астральное тело, о котором говорил как о «колеснице души», которое способно покидать тело как свет покидает фонарь. Ходили слухи, что Агриппа занимался некромантией и заклинал демонов.
Когда книга была завершена, напечатать ее не удалось, это получилось только где-то через 20 лет, после окончания работы над ней. Пока книга ждала своего чала жизнь ученого не стояла на месте: в 1509 году ему присудили степень доктора богословия в университете в Доле, и он стал читать лекции о каббале. Пытаясь заручиться поддержкой дочери Максимилиана, Маргариты Гентской, он посвятил ей сочинение "Благородство женщин", но местное монашество обвинило его в ереси, и Агриппа был вынужден в том же году уехать в Англию.
Путешествия стали жизнью Агриппы на долгое время, он основывал тайны общества, занимал разные должности. Но каждый раз либо темперамент, либо оккультные воззрения заставляли его уезжать с этого места. Постоянные конфликты с церковью случались оттого. Что Агриппа считал большинство монахов тупыми и невежественными.
Не повезло Агриппе и в браке: две его жены рано умерли, а третья довела его до эмоционального и финансового истощения.
Не удалось ему долго прожить и в Лионе, где он пошел на должность главного врача Луизы Савойской, королевы-матери французского короля Франциска I. Она сильно задерживала ему выплату жалованья, никуда не выпускала из Лиона и держала в постоянной бедности. В конце концов, он бросил это место и уехал в Мец. Но и в Меце ему не удалось по жить спокойно – он вступился за женщину, обвинявшуюся в ведьмовстве. Обвинение главным образом поддерживалось на том. что мать женщины когда-то была сожжена. Агриппа, опираясь на труд Реджинальда Скота (Reginald Scot) в своей книге "Обнаружение ведьм" (1584), разрушил доказательства обвинителей, говоря что человек отдаляется от Христа только своим собственным грехом. Так получилось, что он "освободил женщину из кровавых когтей монахов, которые, вместе с обвинителями несчастной, были повинны в присвоении огромных денег, принадлежавших церкви Меца (sic!), о чем в то время никто еще не знал" и этим спровоцировал обвинение в колдовстве, и стал считаться врагом церкви.
При жизни Агриппы про него ходило много слухов – говорили, что с ним ходит постоянно спутник. Принимающий вид большого пса, твердили, что он заклинает духов и демонов с помощью магических зеркал, рассказывали, что путешествуя он расплачивался с хозяевами золотыми монетами, которые превращались в морские раковины, и даже ассоциировали с Фаустом.
В 1528 Агриппа стал историографом Маргариты Австрийской, наместницы Нидерландов. Он уже перестал интересоваться магией и обратил свой взгляд в сторону теологии, интереснейшей на его взгляд науки. Около 1530 года он опубликовал сочинение "De incertitudine et vanitate omnium scientiarum et artium" ("О недостоверности и тщете всех наук и искусств"), там он выступил с точкой зрения, что лишь знание дает человеку понять, как он на самом деле мало знает. Книга вызвала гнев короля, и он на год упрятал Агриппу в тюрьму по обвинению в ереси, дабы больше не гневили его Величество.
Но когда Агриппа вышел из тюрьмы, он напечатал книгу "Об оккультной философии", которая, казалось, противоречила всему, о чем он говорил в сочинении "О тщете наук и искусств". Это подорвало репутацию Агриппы окончательно. Он уехал в Кельн, но этим добился только того, что его изгнали не только из Кельна, но инквизиция приложила свою сильную руку к тому. Что ему вообще запретили въезжать в Германию. Он возвращается в Париж, но и там ему не сидится спокойно. Шутка ли, пару раз отозвался не так о своей бывшей хозяйке, и опять тюрьма…
Умер Агриппа в Гренобле, в 1535.
Для развития западной оккультной мысли труды Агриппы бесценны, так как у всех теоретиков позднейшего времени можно увидеть систему Агриппы, измененную более или менее.