Игра Го — самая древняя игра в истории нашей цивилиза¬ции. Ее теорию разработал легендарный китайский император Яо в 3-ем тысячелетии до н. э., сама же игра перешла от более древней цивилизации. Ее китайское название — Вэйци (Вейчи), «дыхание камней».
В Древнем Китае доской для игры Вэйци мог служить любой пень или камень, на котором расстилали разлинованный шелк или кожу. Для изготовления камней в Китае использовали различные материалы. В императорских комплектах Вэйци камни сделаны из белого и темно-зеленого нефрита. В древности также играли синими и красными камнями из лазурита и авантюрина. Изысканными считались камни из агата.

С течением веков камни становились все более плоскими, придя к современному японскому стандарту, хотя традиционные китайские камни до сих пор отличаются по форме от японских. Японские камни с обеих сторон симметричны, китайские же хранят память о древней форме. Они с одной стороны плоские, с другой — слегка округлые.
С давних времен игра Вэйци была очень популярна в среде китайской знати, ученой и чиновничьей элиты. Из Китая игра перешла в Корею, получив там название Бадук. В VII веке игра появилась в Японии, завоевав огромную популярность в среде самураев. Они играли в Го для совершенствования искусства стратегии, тактики и формы. Был создан специальный иероглиф, и в Японии эта игра стала называться И-го, или Го. Именно японцы подняли стандарты игры Го до недосягаемых высот, именно в Японии достигло вершин мастерство изготовления принадлежностей для Го. Доски для Го стали изготавливают из редчайшей древесины 700-летней кайи, черные камни — из базальта, белые —из редких морских раковин Хамагури, чаши для камней — из тутового дерева. С годами этот классический стандарт стал самым популярным.
Стоимость нового японского комплекта для игры Го сейчас может превышать 150 тысяч евро.
С течением времени в Го происходили метаморфозы. Менялись формы и цвета камней, размер доски, установленные начала партии. Однако фундаментальные принципы игры на протяжении более 5 тысяч лет оставались неизменными. Задачи из сборников, относящихся к эпохе династии Тан (618-907 н. э.), не под силу решить современным любителям средней руки. Самая ранняя записанная партия в Вейци, сыгранная правителем Сунь Цзы со своим военачальником Лу Фанем в 196 году н. э., демонстрирует стратегию и тактику высшего уровня.
Квадратная доска — символ материального, или Земли. Круглые камни символизируют духовное начало, или Небо. На доске есть особые точки, называемые звездными пунктами, по-японски — хоси. Знание о звездных пунктах и восьми направле¬\ниях в древности применялось в управлении государством, в воинских искусствах, астрономии, календарной системе, в гадательных практиках и астрологии, а одним из способов постижения этого знания посредством опыта является игра Го.
Игра «Жизнь»
Вся наша жизнь пронизана игрой. Начиная с раннего детства мы играем всю жизнь, до самой старости. Для кого-то жизнь — это рулетка, где все решает случай, а кто-то просчитывает каждый свой шаг. Мудрецы же стремятся к недеянию и покою. Наша жизнь — это игра, где мы сами задаем себе правила или соглашаемся с правилами, установленными другими. Писаные и неписаные законы, нравственные нормы, воспитание, внутренний голос —все это определяет правила игры, которые мы можем принимать, а можем не принимать.
Но как же делать ходы в этой игре? Случайно, инстинктивно или на основе продуманного замысла, учитывающего множество аспектов ситуации? В сознание человека изначально заложена способность к стратегическому мышлению. Тот, кто может сполна ею воспользоваться, получает неоспоримое преимущество в игре «Жизнь». Для этого нужно углублять мышление, совершенствовать анализ и стремиться понять процессы, ведущие к победе и поражению.
Древние занимались этим, играя в Го, ибо эта игра — один из способов познания Вселенной, модель мироздания. При помощи этой игры постигаются закономерности окружающего мира, выстраиваются оптимальные взаимоотношения, соразмеряется время и пространство.
Правила игры минимальны и крайне обобщены. Поскольку игра до предела абстрактна, ее закономерности могут постигаться в любой сфере человеческой жизни. Более 5 тысяч лет правители Китая и Японии изучают игру Го, совершенствуя стратегическое мышление.
Мы все — правители своей жизни. Жизнь —г лубокий ресурс, который лучше тратить с умом
Другие названия Го
Го иной раз называют следующими наименованиями, которые все происходят из Китая
1. Дзаин (Сидящий отшельник)
Это выражает душевное состояние отшельника, погруженного в Го.
2. Ранка (Сгнившее топорище)
Это название произошло от старой китайской легенды. Жил-был дровосек. Однажды, возвращаясь домой из гор, он встретил по пути двух стариков, играющих в Го на скале. Он заглянул в партию с сильным интересом и забылся в восторге. Когда закончилась партия, два старика исчезли в воздухе. Остававшийся дровосек, забывший о времени, пришел в себя и нашел, что волосы у него поседели, а рукоятка топора сгнила.
3. Уро (Ворона и цапля)
Это риторическая фигура, уподобляющая черные и белые камни воронам и цаплям соответственно.
4. Хоэн (Квадрат и круг)
Не трудно догадаться, что квадрат и круг означают доску и камни соответственно.
5. Сюдан (Язык жестов)
Означает, что, хотя партнеры ничего не говорят во время игры, расставляемые на доске камни выражают все, что они думают.

С древних времен и до наших дней игра Го служит не только для изучения стратегии, совершенствования мышления или просто развлечения. Го соединяет людей.
Будучи уделом аристократии, элиты общества, игра Го с древнейших времен выполняла коммуникационные функции. Играя в Го, люди знакомились, обретали новые контакты и связи. Так как язык игры Го — это язык стратегии, то возможность мыслить в одинаковых категориях: территории и влияния, жизни и смерти, развития и упадка —позволяло найти общий язык и в обычном общении.
В Японии у игры Го есть еще одно название — Сюдан, или «общение при помощи рук». При дворе сёгуна, полном интриг, трудно было найти свое место, а найдя, защищать его и продвигаться дальше. Как узнать, кто твой друг, а кто враг? Кто предаст тебя, а кто поддержит в трудную минуту? Ответы на эти жизненные вопросы можно было получить через игру.
Искусство Го непосредственно связано с искусством выбора девиза. Девиз представляет собой краткое образное выражение замысла, стратегии, намерения, настроения или темы для медитации. Каждый из соперников перед началом игры произносит свой девиз, часто в поэтической форме. Например, «Перетекающая пустота» играет против «Звездного дождя», «Сила» против «Разума», а «Бесконечное время» против «Жизни и смерти». Девиз может быть и обоюдным, если партнеры по игре желают рассмотреть нюансы какого-либо понятия, отточить предстоящее в будущем взаимодействие или подчеркнуть оттенки наполняющего их настроения. Тогда вся партия называется, к примеру, «Искусство перемещения», «Осознание скрытого» или же «Шелест опавших листьев», и сообразно этому названию на доске для Го черными и белыми камнями безмолвно пишется парный иероглиф, выражающий суть этих понятий.
Перед началом партии игроки выясняли силу игры друг друга, и если силы были равны, то жребием определяли, кому достанется черный цвет (а значит, и право первого хода). Если же один игрок был значительно сильнее другого, то более сильный уступал право первого хода или сразу нескольких ходов подряд более слабому. Другими словами, сильный игрок давал фору в несколько камней.
Традиция разыгрывать цвет камней (по-японски нигири, что означает «пригоршня» или «зачерпывать») сохранилась в Го до сих пор. Для этого оба игрока берут из разных чаш произвольное количество камней и выкладывают их на доску. Тот, кто выкладывает черные камни, считается загадывающим: чет если черных камней выпадает четное количество, или нечет, если выпадает нечетное количество. После этого подсчитываются белые камни. Если четность белых камней совпала с тем, что загадал первый игрок, то тому предоставляется право выбирать цвет (обычно берут черный). Если же четность у черных и белых камней не совпала, то выбирает цвет тот, кто выкладывал белые камни
По традиции первый ход игрок черными делает в правый верхний угол, так как этот угол ближе всего к сердцу партнера. Для начала в Го нужно познакомиться, вступить в отношения с партнером по игре, выяснить, кто он: друг или враг. Рассказать об этом может только его сердце.