Главная · Гуманитарные науки · Стилистика

Категории

Разности

Классификация стилистических фигур


Существует проблема выделения количества классов фигур т.к достаточно сложно определить какие именно фигуры к какому типу относятся. Кроме того, можно выделить очень большое количество типов. На настоящий момент сложились 4 класса актуальные для большинства языков современного мира.
. Фигуры замещения (класс фигур, где вместо нейтрального называния свойств денотата мы витиевато называем свойства)
. Фигуры расположения (в каком месте и какой элемент помещается и как это влияет на речь)
. Фигуры убывания (эллипс, неполные предложения)
. Фигуры расширения
Комментарии (0) 08.04.2010. 12:18

Виды информации в тексте

Объективность:
На уровне текста:
Атемпоральность (презенс глагола) / модальность реальности благодаря формам индикатива глагола / модальность вероятности научной гипотезы.
На уровне предложения:
Неэмоциональный прямой порядок слов / простое членение «тема – рема» / неличная семантика субъекта *подлежащего / глагольные формы пассива.
На уровне слова:
Термины, несущие однозначность и эмоциональную неокрашенность / лексика общенаучного описания с фондом семантически и стилистически равноправных синонимических вариантов (имеет значение : важен)

Абстрактность (повышенная степень абстрактности когнитивной информации)
Логический принцип построения текста / сложность и разнообразие логических структур синтаксиса / различные виды сочинительной и подчинительной связи , причастные обороты, инфинитивные группы / полносоставность предложений / отсутствие эллипсиса / предельная степень экспликации формальных средств когезии текста / обилие и разнообразие используемых словообразовательных моделей с абстрактной семантикой / номинативный стиль и десемантизация глагольных компонентов / логическое структурирование информации благодаря шрифтовым средствам.

Плотность (компрессивность) свойственна только когнитивной информации
Тенденция к сокращению линейной (горизонтальной) и вертикальной протяженности при оформлении текста:
Лексические сокращения разных типов (аббревиатуры, сложносокращенные слова) / компрессирующие знаки препинания (скобки, двоеточие) / использование при оформлении текста компонентов других знаковых систем – цифрового кода, символов, формул / применение графических и других изобразительных средств – схем, графиков, условных рисунков, фотографий.

Оперативная информация (апеллятивная) - побуждение к совершению определенных действий путем применения побудительных средств разного рода: все формы глагольного императива / инфинитив со значением императивности / модальные глаголы / глагольные конструкции со значением возможности и необходимости / модальные слова / коньюнктив / лексические интенсификаторы (никогда, обязательно) .

Эмоциональная информация
Служит для передачи эмоций, чувств в процессе коммуникации. Важным свойством является субъективность, средством выражения которой являются : темпоральность настоящего, прошедшего и будущего времени / преобладает модальность реальности и модальность возможности, предположительности, сомнения, нереальности (сослагательное наклонение , глагольные конструкции с модальным значением, модальные слова) / преобладание личного подлежащего и разнообразие его лица
(1,2,3-е лицо) / сложная структура актуального членения / разнообразие порядка слов / отклонение его от литературной нормы / неполнота структуры предложения и восполнение ее ситуативным контекстом / парцелляция / наличие односоставных предложений.
На уровне лексики: вненормативная лексика (арго, просторечие , ругательства, табуированная лексика, жаргонизмы , профессионализмы , лексика высокого стиля, профессионализмы , территориальные варианты лексики, диалектизмы , диахронические варианты (архаизмы, историзмы, неологизмы, модные слова) / слова, содержащие эмоционально-оценочные коннотации / междометия как специализированная лексика, передающая эмоции.
Конкретность - черта эмоциональной информации ( привязка содержания к конкретному времени, преобладание лексики, организованной по словообразовательной модели с семой абстрактности на периферии / обилие семантически полноценных глаголов / малая эксплицированность средств когезии / чуждость ощущений .
Образность – фразеологизированность / цитаты / интертекстуализмы как применение уже готового текстового единства для типизации эмоциональной информации «по ассоциации» / большая изобретательность в применении шрифтовых, графических и изобразительных средств / усиление эмоциональных «пик» и оттенение вербальной информации, работает не на поддержание логики, а на выражение эмоций разнообразно, объемно с целью воздействия на рецепторы реципиентов.

Эстетическая информация
Игра сочетаниями слов / причудливое сочетание смысла и формы / привлечение невербальных знаков / индивидуальные метафоры / фонетическая стилистика .

Выводы:
В каждом тексте может содержаться информация нескольких видов
Один из видов информации доминирует
Доминирующий вид притеняет собой действенность других видов
Всякая информация , в том числе и вербальная, обладает параметром избыточности, что позволяет ей выжить
Содержащаяся в тексте информация определяет характер коммуникативной функции текста и его коммуникативное задание, по сути комплексное
Большинство текстов будет обладать сложной комплексной структурой коммуникативного задания
Комментарии (2) 31.03.2010. 19:11

Стилистическая окраска

Книжные, разговорные и просторечные языковые элементы могут соотноситься с нейтральными (Н), не закрепленными за какой-либо определенной сферой общения и имеющими нулевую стилистическую окраску, которая выделяется лишь в сопоставлении со стилистически маркированными единицами языка. Так, слово обман является нейтральным при сопоставлении с книжным мистификация и разговорным надувательство; действительно при сопоставлении с книжным поистине и разговорным взаправду.

Индивидуальный стиль или идиостиль

Индивидуальный стиль или идиостиль - это стиль писателя, в который включаются не только речевая сторона его произведений, но и тематика, проблематика, особенности мира произведений и т.п.
На практике данный термин используется применительно к художественным произведениям (как прозаическим, так и поэтическим); применительно к текстам, не относящимся к изящной словесности, в последнее десятилетие стал использоваться отчасти близкий, но далеко не тождественный термин «дискурс» в одном из его пониманий.

Публицистический стиль

Публицистический (общественно-публицистический) стиль связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стиль реализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.

Стиль художественной литературы

Вопрос о языке художественной литературы и его месте в системе функциональных стилей решается неоднозначно: одни исследователи включают в систему функциональных стилей особый художественный стиль, другие считают, что для этого нет оснований. В качестве аргументов против выделения стиля художественной литературы приводятся следующие:

Научный стиль

Основная функция – сообщение информации.
Подстили: собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный (тяготеет к комплиментарности, большое количество обычной лексики).
Основные жанровые разновидности: научные труды, доклады, ИТЗ, лекции, учебники, справочные пособия, научно-популярные беседы.
1 2

Поиск

RSS

Новые статьи

Новые комментарии

Tags

Пузомерки

π